Поиск по этому блогу

Архив блога

четверг, 22 октября 2009 г.

Дело о главных и малых народных училищах в Костромской и Владимирской губерниях 1786 - 1796

OCR статьи из сборника Материалы ВАК №1 1899.

Главные народные училища, начальные (повышенного типа) учебные заведения дореволюционной России. Первое Г. н. у. открылось в Петербурге в 1782. Директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф. И. Янкович де Мириево. По "Уставу народным училищам в Российской империи", изданному в 1786, Г. н. у. были организованы в 25 губернских городах. В Г. н. у. принимались дети всех сословий, кроме крепостных. Имели 5-летний курс обучения, 4 класса (четвёртый класс был двухгодичным). Первые два класса соответствовали курсу малого народного училища. В 3—4-м классе преподавались: 2-я часть арифметики, геометрия, физика и механика, естественная история, история, архитектура с черчением планов и для желающих — латинский и новые языки. По уставу желающие могли готовиться к должности учителя малых народных училищ; для этого вводился курс методики обучения ("Способ учения"). После школьной реформы 1804 Г. н. у. были преобразованы в гимназии. В Г. н. у., особенно в Петербургском и Московском, находившихся под влиянием передовых учёных Академии наук и Московского университета, применялись прогрессивные методы обучения и учёта знаний учеников, введена была классно-урочная система. (БСЭ)

22 сентября 1786 г. -   главное народное училище основано в г. Владимире. 
Находилось на верхнем этаже в здании присутственных мест.
Позже было переведено во вновь построенное каменное здание напротив корпуса палат, где действовало до 1804, когда его реорганизовали в мужскую гимназию.

 

Копия с именного указа на имя Ив.Петр.Салтыкова Императрицы Екатерины от 12 августа 1786 года об открытии в наместничествах Владимирском и Костромском главных и малых народных училищ. - По донесениям правителей Владимирского и Костромского наместничеств состояло в конце 1787 года в народных училищах учеников:
в г.Владимир в 1 классе - 75
во 2 классе 20 человек
(из них по сословиям: благородных -  30, духовных - 8, подъяческих - 4, лекарских детей - 2, солдатских - 6, купеческих и мещанских - 9, господских людей - 36).
В Костроме в главном народном училище: в 4 классе - 6 чел, в 3 классе - 15 человек, во 2 классе - 28 (из них дворян - 7, частных людей - 21), в 1 классе - 77 человек (из них дворян - 20, частных учеников - 57). Всего учеников во всех классах - 126
В 1789 году во Владимирском главном народном училище, как видно из рапорта директора Павла Извольскаго, находилось учеников:
в 1 классе - 39
во 2 - 27
в 3-ем - 19
в 4-ом - 17
Всего по сословиям: благородных - 22, духовных - 8, купеческих и мещанских - 8, приказнослужительских - 7, солдатских - 7, крестьянских - 2, дворовых - 48, итого 102.

В 4-х малых народных училищах, бывших в городах Суздале, Переславле, Муроме и Шуе, обучалось:
В Суздале - 39 учеников
В Переславле - 31
В Муроме - 34
в Шуе - 14

В Костромском главном народном училище в 1789 году обучалось:
в 1 классе - 41
во 2 классе - 38,
в 3 классе - 18
в 4 классе - 11 учеников
Всего 108 учеников

Число учеников во Владимирском главном народном училище за 1790 год
В 1 классе - 38
во 2 классе - 33
в 3 классе - 15
в 4 классе - 13

В Муромском малом народном училище за 1790 год
В 1 классе - 16
во 2 классе - 15 учеников
В Суздальском:
в 1 классе - 11
во втором классе - 13
В Переславском:
В 1 классе - 14
во 2 классе - 13
В Шуйском - 14 учеников.

Число учеников в Муромском народном училище в 1792 году было:
в 1 классе - 15
во 2 классе - 16
В 1795 году в Суздальском малом народном училище числилось 3 ученика, а в 1976 только 1


Предметы обучения во Владимирском главном народном училище в 1789 году.
В 1 классе: таблица о познании букв, таблица для складов, букварь, правила для учащихся, сокращённый катехизис, священная история, чистописание.
Во 2 классе: арифметика, книга о должностях человека и гражданина, священная история, пространный катехизис, таблица о чтении и правописании, чистописание.
В 3 классе: арифметика, российская грамматика, математическая география, всемирная история, краткое Российское землеописание.
В 4 классе: геометрия, механика, физика, архитектура, естественная история, всеобщая история, всеобщее землеописание.

В 1792 году при посещении Владимирского главного народного училища генерал-губернатор Заборовский обратил внимание на малое число обучающихся в нём детей граждан, коих оказалось только 4 человека, почему предписал Городской Думе о наблюдении за тем, чтобы граждане отдавали своих детей в училище, под угрозою, что если этого не будет, то он, генерал-губернатор, "найдёт средство принудить и против воли их властью ему высочайше данною к лучшему и предписанному в законе воспитанию и просвещению их, и определит по его рассмотрению часть из них для обучения в народном училище, и часть для изучения разным необходимо нужным для города и полезным ремёслам и рукоделиям, предполагая за недостатком здесь отправить их в Москву или другие города."
При этом было сделано распоряжение, чтобы никто из лиц, не имеющих свидетельств и дозволения от приказа общественного призрения, не допускались к обучению детей по домам.
О том же предписано было управе благочиния и приказу общественного призрения для наблюдения за точным исполнением его распоряжения.
В ответ на предписание Генерал-Губернатора из Владимирского приказа общественного призрения, за подписью дворян. заседателя Григорьева была доставлена гр. Заборовскому справка по означенному предмету, где значится, что в 1788 году Правитель Владимирской губернии "приказал камендату наивернейше осведомиться, не обучает ли детей кто-либо из церковнослужителей или других чинов потаённо в домах своих, а потому и найдены здесь некоторые церковники и одна экономического ведомства девка, производящие учение, у коих оказалось учащихся церковно-служительских и мещанских детей 14, да дворового человека 1 сын, и в самое то же время указанные церковно-служители, производящие у себя учения, отосланы от него, Правителя, к Преосвященному Виктору, Епископу Владимирскому, при письменном отношении с таким требованием, чтобы он как сим, так и прочим духовного звания людям производить оное учение приказал запретить, экономического ведомства девку препроводить к господину Директору Домоводства для отсылки в ея жительство с наикрепчайшим подтверждением, дабы она впредь никого учить грамоте не отваживалась, всех же вышеупоминаемых малолетних приказал коменданту, собрав, отослать для обучения в главное народное училище, дав о том через приказ общественного призрения знать Директору училищ, чтобы он поместил их в такой класс, в какой они способными окажутся".
Генерал-Губернатор Заборовский получил от Шуйского Гор. Головы Носова прошение, в коем он жалуется на плохие успехи учеников Шуйского малого народного училища, обвиняя в том учителя. По распоряжению Генерал-Губернатора в Шую был командирован Директор народных училищ Извольский, который рапортом от 12 мая 1792 года донёс Генерал-Губернатору, что в Шуйском училище он нашёл всего навсего 5 учеников, из коих одного мещанского сына Войлошникова, а из остальных два солдатских и двое приказных дети, на бывшем испытании ученик Войлошников отвечал по всем предметам хорошо, а остальные четверо учатся ещё читать.
Гор. голова Носов и с ним всё городское общество жалуются, что учитель худо учит и ученики ничего не знают, что учились прежде многие и ничему не выучились, но учитель с своей стороны объяснял, что граждане отдавали учеников с начала открытия заведения и это продолжалось не более 5 месяцев, и в столь короткое время особых успехов ожидать было бы трудно, хотя бы и прилежно учились и ходили бы ежедневно. Между тем многие ученики в течении столь короткого времени постоянно манкировали.
Обвинять в неуспешности учения, по мнения Извольского, учителя не представляется основания.
"Общество вовсе не думает о том, чтобы  заменить этого учителя другим, более достойным, но совсем не желает иметь в городе училище.О сём они сами ему, Извольскому, изъяснялись, что училище для них делает в обществе тягость, что де на него в год исходит 400 рублей, а детей мы своих учить ничему не желаем, и нам де никакие науки не надобны, кроме как чтобы наши дети умели выкладывать на щётах, и поелику им училище противно, то всякий и учитель, каких бы он достоинств не был - несносен им будет.
От этого происходят все неудовольствия и жалобы, принесённые от общества на учителя и все грубости в изъяснении обоюдных друг другу требований, которые они в жалобах своих называют с обеих сторон ругательством, желая лучше уважить всякий свою претензию.
Со стороны же учителя показано, что городской голова и дума и поныне ещё не додали ему заслуженного жалования 35 рублей, а притом в училище недостаёт разных материалов и пособий, нужных для училища: бумаги, карандашей, губки для стирания с доски, книг, карт, таблиц, стенных часов, стульев для посетителей и стола для учителя, и по его, Извольского, мнению действительно всего этого недостаёт, и конечно, всё это нужно; но тогда будет, когда градское общество более одного ученика доставит училищу, а без того училище и учитель в городе Шуе напрасно числиться только будут"

Комментариев нет:

Отправить комментарий