книга 1
1899 год
по списку XVII века.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предания о жизни и подвигах преподобной Евфросинии, в миру Феодулии, дочери св. Великого Князя Черниговского Михаила подвизавшейся в XIII веке в Суздальском Ризположенском монастыре долгое время после её смерти не были записаны, а жили в памяти монахинь Ризположенского монастыря и устно передавались ими друг другу.С развитием просвещения в XV и начале XVI веков в северной Руси, когда в различных местностях начинается появление целого ряда житий русских подвижников, появляется в Суздале и житие пр. Евфросинии, принадлежащее перу "творца канонов" и житий Суздальских святых "смиреннаго инока" Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория.
Время жизни и деятельности Григория после целого ряда учёных разногласий, точно установлено В.О.Ключевским в известном труде его о древне-русских житиях святых ( Древнерусския жития святыхъ, какъ исторический источникъ. Изследование В.Ключевскаго. М. 1871)
На основании тщательного изучения сочинений Григория, В.О.Ключевский относит литературную деятельность его ко второй четверти 16 столетия. Инок Григорий написал целый ряд житий святых, служб и канонов угодников Суздальских. Так, кроме жития, службы и канона пр. Евфросинии, инок Григорий написал житие преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца и канон ему, житие еп. Иоанна Суздальского с каноном, канон еп. Феодору и житие с каноном пр. Козмы, Яхромского чудотворца.
Им же написаны похвальное слово и служба "новым чудотворцам", канонизированным на соборах 1547 - 1549 гг. Таким образом, литературная деятельность его стоит в тесной связи с тем оживлением автобиографической литературы, которая замечается в половине 16 века, одновременно с животрепещущими вопросами того времени о канонизации русских святых, издавна местно чтимых в разных областях Русского Государства, собранного к тому времени под власть единого самодержца Царя Московского и Всея Руси.
Время написания жития пр.Евфросинии довольно точно определяется составом самого жития. Кроме жития пр.Евфросинии во всех дошедших до нас списках его заключаются две добавочные статьи: - чудо 1558 года и повесть, написанная епископом Суздальским Варлаамом, "о изобретении стихир и канона и жития пр. княжны Евфросинии, безвести бывшие много лет"
Чудо 7066 - 1558 года "о исцелении разслабленного" описано после того, как написано житие преподобной, и судя по языку и по некоторым выражениям, написано самим Григорием, автором жития. (В.О.Ключевский предполагает, что автором сказания и чуда 1558 года мог быть и монах Спасо-Евфимиева монастыря Савватий), "сподобившимся достоверно в лета и во дни наша, паче слуха" т.е. не на основании рассказов других, как писано им житие преподобной, а "своими очима видети" это чудо.
Побуждением к добавлению этого чуда уже после того как повесть была написана, послужило между прочим сознание автора неполноты жития. Таким образом житие было написано до 1558 года и всего вернее в десятилетие между 1549 - 1558, когда под влиянием постановления соборов 1547 и 1549 г начинаются усиленные попытки в епархиях к собиранию сведений о местно чтимых подвижниках и святых, когда по примеру митр. Макария епархиальные епископы отыскивали начитанных грамотеев и поручали им в случае, если не было житий. канонов и служб местным святым, составлять эти жития и каноны по образцу уже известных и пользовавшихся общим одобрением житий и канонов наиболее чтимых святых.
Житие пр.Евфросинии, написанное в 1549 - 1558 годах вместе со службой и каноном, около 20 лет не делалось общим достоянием. В то время как житие и канон пр. Евфимия получили церковное употребление после собора 1549 года, житие пр. Евфросинии "настоятелей тоя обители о чудесахъ нерадениемъ....и небрежениемъ....безъ вести бывше".
Инок Григорий или умер или ушёл из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а житие пр.Евфросинии, написанное им, игумен монастыря Савватий унёс в Махрищский (?) монастырь.
Между тем в виду часто совершающихся чудес у гроба преподобной Евфросинии, епископ Суздальский Варлаам сильно озабочен был желанием устроить празднество и местное чествование преподобной, а для этого требовались: житие, служба и канон пр.Евфросинии.
"О семъ же мне смиреннаму епископу велие повечение бывше" - повествует сам Варлаам, - како, где обрести житие преподобныя, или списателя житию и стихирь и канона".
И вот случайно, находясь в Махрищском монастыре, на обратном пути из Москвы в Суздаль, к великой своей радости, епископ Варлаам находит в монастырской книгохранительнице так долго пропадавшее житие пр. Евфросинии.
Прочитав это житие, епископ Варлаам "порядовахся, яко не презре Господь желания его и разсмотрихъ, яко не просто сему быти, но отъ Божия благодати". Он привёз житие в Суздаль, и "собравъ соборъ архимандриты и игумены и весь причет соборныя церкви", установил торжественное празднество пр.Евфросинии, сопровождавшееся многими чудесами от гроба преподобной.
Житие пр. Евфросинии, написанное Григорием по преданию со слов черноризиц, спустя 300 лет после кончины преподобной, в историческом отношении мало заключает в себе ценных сведений, относящихся к той отдалённой эпохе, к которой относится жизнь преподобной.
Напротив, встречаются сведения исторически неточные, (легенда об убиении Батыя Угорским королём Владиславом и др.)
Но житие это представляет весьма типичный памятник житийной литературы 16 века, и уже давно обращало на себя внимание учёных. Инок Григорий был весьма начитанным в современной литературе и искусно подражал наиболее ораторски составленным произведениям в этом роде своих предшественников - иноков Епифания и Пахомия.
Поэтому-то его творения и дошли до нас во многих списках. Житие пр. Евфросинии дошло до нас более чем в 24 списках. (перечень списков жития пр. Евфросинии см в книге Н.И.Барсукова "Источники русской агиографии. Всех списков жития указано Барсуковым 24. ).
Древнейший из них относится к концу 16 века и хранится в библиотеке Архива Министерства Иностранных Дел (№ 20). Он несколько короче позднейших списков, не имеет риторически-богословского вступления позднейших, начиная с 17 века, списков с "Благословен Богъ Отецъ щедротъ безначальный Вседержитель" и пр.), а также и многих чудес, внесённых в позднейшее время.
Шесть из всех этих сохранившихся до нашего времени списков, украшены миниатюрами. Древнейший список с лицевыми изображениями относится ко второй половине 17 века.
Один из этих списков, к сожалению позднейшего времени, (конца 18 века), обратил внимание Императорского Общества любителей древнерусской письменности и искусства и превосходно издан фотолитографически на средства А.Н. Дружинина.
Издаваемый нами ныне список 17 века находится в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря. В монастыре был и ещё список с лицевыми украшениями конца 18 века. Но он в настоящее время передан на хранение в Владимирское древлехранилище при Александро-Невском братстве.
Имея под руками и этот позднейший список, мы сочли нужным в примечаниях указать все особенности его сравнительно с древнейшим списком 17 века.
Издаваемая рукопись написана полууставом на 101 листе в царствование Фёдора Алексеевича (1676 - 1682). Она начинается службой пр. Евфросинии ( 1-32 л.) затем с листа 33 - 101 следует житие, оканчивающееся повестью еп. Варлаама об установлении празднества преподобной Евфросинии, чудесами при гробе ея, (последнее чудо исцеления бесноватого Матфея) и молитвой преподобной, которая с небольшими изменениями вошла затем в службу пр. Евфросинии.
Рукопись украшена 57 лицевыми изображениями, исполненными весьма тщательно и искусными руками, иллюстрирующими шаг за шагом все житие преподобной. Лицевые изображения в высшей степени ценны и в художественном, и в бытовом отношении. Прекрасно гармонирую с текстом, миниатюры, украшающие издаваемую рукопись, заключают в себе весьма много ценного материала, как наглядное олицетворение верований древнерусского человека, его понятий, его фантазии (в области демонологии), но в особенности ценны миниатюры той стороной своей, в которой они отображают обыденную обстановку давно прошедшей жизни и быта 17 века, всё здесь ценно в археологическом отношении: и изображения храмов, зданий, одежд и предметов домашней утвари. Изображения осады города Суздаля полчищами Батыя, битва на реке Сити, мученическая кончина св. Михаила Черниговского в орде и другие миниатюры, посвящённые изображению исторических эпизодов жития, оценены по достоинству ещё кн. П.П.Вяземским, издавшим даже позднейший список жития с изображениями, лишёнными многих лучших черт типичности иконописного стиля издаваемой ныне рукописи.
Рукопись Ризположенского монастыря, древнейшая из лицевых рукописей жития пр. Евфросинии, послужила образцом для других списков, которые во многом уступают своему оригиналу. Мастер, исполнявший рисунки, был одним из лучших иконописцев своего времени, и в некоторых композициях талантливо передал душевные движения изображаемых лиц.
Список кн. Вяземского, изд. Общ. л. др. п. и другой список, находящийся ныне в древлехранилище Александро-Невского Братства, рабски копирую древние рисунки, Ризположенской рукописи, далеко отстают и в художественности исполнения, и в стильности от оригинала. Краски древнего миниатюриста подобраны более изящно, чем в позднейших списках, - они более ярки и красивы, чем мутные тона миниатюр 18 века. Издавая наиболее оригинальные из древних миниатюр рукописи Ризположенского монастыря точно, фотоцинкографически, мы сожалеем, что не имеем средств передать и сами краски лицевых изображений, хотя бы некоторые из них в виде образца.
В.Георгиевский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий